Обновление

Осваивая новую продукцию, фабрика совершенствует управление производством

 В конце июня на ОАО "Псковская чулочно-носочная фабрика" состоялось общее собрание акционеров. Подводя итоги прошедшего отчетного года, директор Р. Н. Николаев заметил, что он был не просто трудным, а драматичным. Фактически решалась судьба предприятия.
  Ровно год назад арбритражный суд начал дело по признанию АО банкротом. И часть акционеров была убеждена в том, что фабрике не выжить, что лучший выход - расчленить ее на несколько самостоятельных подразделений. Иную позицию отстаивали Роман Николаевич и те, кто его поддерживал: шанс на возрождение имеет только предприятие, сохранившееся как единое целое. И время показало их правоту. Даже бывшие противники признали, что за прошедший год сделано много для того, чтобы фабрика встала на ноги.
  Вот несколько конкретных цифр. Если в апреле 1998 года предприятию грозила остановка, так как выпускалось всего 2 тысячи пар чулочно-носочных изделий, то в прошлом месяце этот показатель составил 230 тысяч пар. В первом полугодии текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого производительность труда выросла в 5 раз, среднемесячная реализация продукции - в 4,3 раза, зарплата - на 176 процентов. На фабрику принято семьдесят человек. Оборудование, которое прежде использовалось в среднем на 20 процентов (а дорогостоящее итальянское всего на 4-5), сегодня загружено на 86 процентов.
  И не стоит гадать, в чем тут секрет. Он, как говорится, лежит на поверхности. Продукция, которую выпускает фабрика, должна пользоваться спросом. А значит, в первую очередь, нужно повышать ее качество. Именно это и является главным направлением развития предприятия.
  Впервые для производства чулочно-носочных изделий на АО стала применяться армированная пряжа. Это позволило почти в два раза увеличить их износостойкость, сохранив при этом гигиенические свойства натуральных волокон.
  Армированная пряжа разработана концерном "Квартон", который по-прежнему является стратегическим инвестором Псковской чулочно-носочной фабрики. Подобной технологией в России еще никто не обладает. Уникальность ее заключается в том, что пряжу делают по типу производства ниток. На сердечник из полиэфира накручивается хлопок. Таким образом пряжа, сохраняя все преимущества натурального волокна, становится значительно прочнее.
  Этот факт наглядно показывает то, насколько важны для предприятия инвестиции не только в виде "живых" денег, но и современных технологий. Фабрике, можно сказать, крупно повезло. Благодаря сотрудничеству с "Квартоном" в настоящее время она осваивает еще одно новшество - носки из льняной пряжи. Данное направление может стать перспективным и для других предприятий, в том числе в нашей области.
  Финансово-промышленная группа концерна "Квартон" является управляющей компанией по реализации одного из пилотных проектов федеральной программы "Лен-2000". Суть его заключается в том, чтобы полностью использовать лен с коротким волокном, который в основном выращивается в наших регионах. Раньше из него делали паклю, шпагат, которые практически полностью вытеснены синтетическими стройматериалами.
  Однако на Западе лен с коротким волокном после довольно сложной обработки - коттонирования - применяется как хлопок. Такую систему производства льняной пряжи "Квартон" осваивает и в нашей стране. Это позволит использовать России собственную сырьевую базу, так как производители хлопка и химического волокна оказались за ее пределами, а импортное сырье - довольно дорогим. Кроме того, спрос на льняные изделия на зарубежных рынках растет за счет преимуществ льна. Он обладает бактерицидными свойствами, гигроскопичен, регулирует температуру тела, экологически чист. Словом, перспективы и возможности в этом направлении большие. В скором времени поступят в продажу носки из льняной пряжи - новая продукция Псковской чулочно-носочной фабрики, которую покупатели должны оценить по достоинству.
  Казалось бы, что можно изменить в таком обычном изделии, как носок? Однако на предприятии считают, что нет предела его совершенствования. За отчетный год разработано 26 моделей, 15 рисунков, освоена совершенно новая продукция - детские рейтузы. Ассортимент обновлен на 65 процентов. И что особенно радует, 95 процентов всей продукции выпущено первым сортом. Но это еще далеко не предел. Нужно, например, работать над повышением устойчивости крашения, расширением цветовой гаммы, дизайном маркировки изделий и упаковки. На товарный вид и качество изделия влияет даже такая мелочь, как резинка. Поэтому предпочтение отдается импортным комплектующим.
  Конкретные задачи сегодняшнего дня, как отметил директор фабрики Р. Н. Николаев, решаются в соответствии с долговременной производственной политикой. А построить ее без хорошего бизнес-проектирования, считает он, практически невозможно. Поэтому руководство фабрики обратилось за помощью к специалистам в Псковский центр поддержки предприятий, который оказывает консалтинговые услуги в различных сферах бизнеса.
  Для изучения производства и подготовки предложений по повышению его конкурентоспособности на АО был приглашен консультант международного класса. А главным итогом сотрудничества с ПЦПП стал бизнес-план по увеличению оборотных средств, подготовленный экспертом центра С. К. Новосельцевым. Он, кстати, был признан лучшим на международном конкурсе бизнес-планов.
  В настоящее время с помощью центра разрабатывается бизнес-проект информационной системы фабрики. Он позволит оперативно управлять и полностью контролировать технологические и финансовые потоки.
  С увеличением и обновлением ассортимента продукции (на складе, например, находится около 20 видов пряжи) стало сложнее осуществлять учет по всем направленим. Требуется четкость и согласованность в работе всех технологических цепочек. Внедрение информационной системы даст возможность быстро определить, где возник сбой, и устранить его, что в свою очередь значительно повысит ответственность каждого работника. Особое внимание уделяется работе с клиентами, которые постоянно должны располагать данными о том, какая продукция имеется на складе, что можно заказать. Для этого уже введена карта цветов, учет изделий также ведется по расцветкам.
  Конечная цель проводимой работы по бизнес-планированию - уменьшение затрат во всех направлениях. На это должно повлиять увеличение скорости изменения технологических заправок для перехода с одного вида изделий на другой; сокращение на складах запасов сырья, готовой продукции; целенаправленное и эффективное использование оборотных средств.
  - Сегодня для нас основная задача - добиться в минимальные сроки максимальной загрузки фабрики,- подчеркнул Р. Н. Николаев. - За прошлый год мы выпустили всего 880 тысяч пар чулочно-носочных изделий. Такой же объем выполнен за первое полугодие. А во втором полугодии мы намерены произвести 1500 тысяч пар. Для этого необходимо ежемесячно выпускать около 300 тысяч.
  Наращивать производство продукции предприятию приходится в нелегких условиях, так как еще не все прошлые долги удалось погасить. Правда, перед Пенсионным фондом обязательства выполнены полностью.
  Налоговая стабилизация и расчет с кредиторами для руководства АО являются первоочередными вопросами. Но решить их без создания стабильной сырьевой базы и увеличения денежной составляющей невозможно. А это значит, все опять упирается в производство. Будет оно развиваться - предприятие выдержит любые испытания.
Л. ПАВЛОВА.